Практикум по русскому правописанию

1.Речевые и грамматические ошибки.

Наиболее сложными для восприятия и осознания являются речевые и грамматические ошибки.

виды подробнее.

.

Употребление слова в несвойственном ему значении

Поскользнувшись, я упал навзничь и ушиб колено» (вместо ничком). Жилин радовался, что обратно (вместо опять) может совершить побег.

Нарушение лексической сочетаемости слов

Автор текста увеличивает (вместо усиливает) впечатление. В этот день закоренелые (вместо истинные) патриоты вышли на улицы города.

Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов

и лук).

Неудачное употребление местоимений

Текст написал В. Белов. Он (вместо текст, который написал…) относится к художественному стилю.

Неуместное употребление слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох

) автора, герой побеждает. Молчалин работает (вместо служит) секретарем у Фамусова.

оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

отношение к этой проблеме не поменялось (вместо изменилось).

паронимов

Были приняты эффектные (вместо эффективные) меры. Мама велела мне взять свитер, но я наперерез (вместо наотрез) отказался.

синонимичных слов

Имя этого поэта знакомо (вместо известно) во многих странах. В конечном (вместо последнем) предложении автор применяет градацию.

Употребление лишних слов (плеоназм)

Молодая девушка; очень прекрасный.

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

) о реальных событиях.

Неоправданное повторение слова

Маша стала сиротой. Маша (вместо девушка) потеряла отца и мать. Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой не понимает всей глубины содеянного (вместо Герой рассказа не задумывается над своим поступком, не понимает всей глубины содеянного).

Употребление лишних слов, лексическая избыточность

Наступил август месяц (вместо август). Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, об этом (об этом – лишнее) позаботится книжный наш магазин.

Нарушение порядка слов

первым ударил Калашникова в грудь).

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

Грамматические ошибки

Ошибочное словообразование.

(трудолюбивый), надсмехаться (насмехаться).

Ошибочное образование форм слов

(красивее). Сколько (скольких) нравственных принципов мы лишились из-за утраты духовности.

Нарушение норм согласования

Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися (увлекающихся) джазом.

Нарушение норм управления

Нужно сделать природу более красивую (красивой). Все удивлялись его силой (силе).

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Большинство возражали (возражало) против такой оценки его творчества. Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения (художественная сторона произведения).

Нарушение способа выражения сказуемого

). Дубровский сам был гвардейский офицер (гвардейским офицером).

Ошибки в построении предложения с однородными членами

Уроки учат нас любить литературу и многим хорошим качествам (любви к литературе и многому хорошему). В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю (и о том, почему я его люблю).

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Читая текст, возникает чувство сопереживания (я сопереживаю героям). Глядя на картину (когда гляжу на картину), эмоции переполняют меня.

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами (снегом, проваливающимся под ногами). Марью Кирилловну заперли в комнату, пытающуюся спастись от князя (Марью Кирилловну, пытающуюся спастись от князя, заперли в комнату).

Ошибки в построении сложного предложения

в детстве, научила меня ценить и уважать друзей). Человеку показалось то (лишнее слово), что это сон.

Смешение прямой и косвенной речи

Базаров говорит Аркадию, что твой (его) отец – человек отставной, его песенка спета. Автор сказал, что я (он) не согласен с мнением рецензента.

Нарушение границ предложения

Когда герой опомнился. Было уже поздно (Когда герой опомнился, было уже поздно). Его не приняли в баскетбольную команду, потому что он не умел играть. Потому что он был невысокого роста (Его не приняли в баскетбольную команду, потому что он не умел играть и был невысокого роста).

Пропуск члена предложения (эллипсис)

На собрании было принято (решение) провести субботник.

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

) на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

Ошибки, связанные с употреблением частиц

Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы (лишнее слово) подпись художника. В тексте всего раскрываются (раскрываются только) две проблемы.

 

принципе.

не пишется мягкий знак; 6) после ж, ш, щ, ч пишутся не бук- вы я, ю, ы, а буквы а, у, и (т. е. те, которые не обозначают качества пред- шествующего согласного)».

основываются следующие орфографические правила:

).

);

);

 и т. д.);

);

);

– в ведре׳ и т. п.).

 

3. Правила орфографии, основанные на фонетическом принципе.

транскрипции .

На фонетическом принципе основаны следующие написания:

);

);

 корня (ср.: предыстория – поискать – сверхинтересный). Кроме того, после твердых согласных в сложносокращенных словах сохраняется буква и (мединститут, спортинвентарь);

 после шипящих (медвежонок, шапчонка и т. п.);

);

; ср.: сентябрьский – от сентябрь, декабрьский – от декабрь).

Написание отдельных слов (свадьба – ср.: сват, сватать; отверстие – ср.: отверзать; калач – ср.: коло и др.).

 

4. Правила орфографии, основанные на традиционном принципе.

русской орфографии заключается в том, что то или иное написание обусловлено законами языка на определенном этапе его исторического развития. В современном языке такие написания сохраняются по традиции.

К традиционным (историческим) написаниям относятся следующие:

и т. д.);

 и др.);

 и др.

 и др.);

и др.);

 и др.);

);

.

 

5. Дифференцирующие написания в современном русском языке.

(птица) и т. п.

К числу дифференцирующих относятся следующие написания:

);

 – глаголы в форме прошедшего времени мужского рода);

(ср.: макать перо в чернила – вымокнуть под дождем; подровнять (сделать ровным) – выравненный (сделанный равным);

);

);

);

– местоимение с предлогом и т. п.).

 

6. Отступление от слогового принципа русской графики.

. Правила, согласно которым из всех возможных написаний узаконивается и выбирается только одно, устанавливает орфография.

 

потребление прописных букв в именах собственных.

, шоссе Энтузиастов, планета Юпитер.

Имя нарицательное пишется с прописной буквы:

‘,

2) если условия контекста придают этому слову торжественное, возвышенное звучание: Весь народ поднялся на защиту своего Отечества.

Наций, Федеральное Собрание, Президент России, медаль «Золотая Звезда».

букв в различных названиях:

литературы; псевдонимы, прозвища, клички животных: Алексей Максимович Пешков, Максим Горький, Пётр Первый, Всеволод Большое

).

собственные, и как имена нарицательные; ср.: мальчик по имени Мишка — мохнатые мишки на арене цирка.

-территориальных названиях: Азия, Монголия, Псковская область, остров Новая Земля, Большой Каменный мост, улица Кузнецкий Мост. Но ср.: страны Запада — поезд идёт на запад.

— вые понятия: Российская Федерация, Республика Татарстан, Объединённые Арабские Эмираты, Французская Республика. Ср.: Среднеазиатские республики (неофициальное название).

наименования) в астрономических названиях: созвездие Большого Пса, альфа Малой Медведицы.

Ср.: происхождение Земли — горсть земли; орбита Луны — бледная пуна.

, значительных событий в общественной жизни, праздников: эпоха Возрождения, Вторая мировая война, День взятия Бастилии, Рождество. Ср.: Восьмое марта — 8 Марта (праздник); Древний Рим (историческая эпоха) — древний Рим (город).

— дарственный университет имени М. В. Ломоносова, Государственная Третьяковская галерея.

6. Условные названия заключаются в кавычки: кинотеатр «Арктика», журнал «Огонёк».

пишутся с прописной буквы (см. п. I).

(имена нарицательные) пишутся с прописной буквы в порядке исключения (см. п. I).

летопись, Успенский собор.

— имен собственных, зависит от суффикса и значения слова:

странствия, Мишкина каша.

пишутся со строчной буквы: анютины глазки (цветы).

, служащие для образования форм имен существительных, качественных прилагательных и наречий с особой, эмоционально-экспрессивной окраской и выражением отношения говорящего к предмету, качеству, признаку. Суффиксы субъективной оценки придают словам различные оттенки (ласкательное, сочувствия, пренебрежения, презрения, уничижения, иронии, также реального уменьшения или увеличения).

-а (звездочка, мордочка),

-а) (книжонка, лошаденка), —

(листочек, словечко, воробушек, колышек) и др.

 

 

 

№9 Правописание суффиксов прилагательных

Особенности правописания суффиксов прилагательных

В русском языке правописание суффиксов прилагательных зависит от грамматических особенностей слова, способа его образования и значения. Условно правила правописания суффиксов имен прилагательных принято разделять на три категории:

Написание в суффиксах прилагательных гласных;

Написание в суффиксах прилагательных согласных;

-».

Правописание гласных в суффиксах прилагательных

Наиболее часто допускаются ошибки при написании гласных в следующих суффиксах прилагательных:

.

.

.

.

.

.

.

).

.

.

.

Правописание согласных в суффиксах прилагательных

Написание согласных в суффиксах прилагательных в ряде случаев зависит от их лексико-грамматической категории:

.

.

.

.

 используется:

;

;

.

Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных

Одна Н пишется в прилагательных:

;

;

;

.

НН употребляется в прилагательных:

;

;

.

 

№10 Правописание и особенности употребления имен числительных.

Правописание имен числительных 

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ

— в середине слова, т.е. между двумя корнями.

 склоняется так же, как прилагательное в единственном числе: 

 — особые падежные окончания: 

И. п.

Р. п.

Д. п.

В. п.

Т.п.

Один

Одного

Одному

один или одного

одним

об одном

 

 

И. п.

Р. п.

Д. п.

В. п.

Т.п.

 

Два

Двух

Двум

два или двух

двумя

 

Три

Трех

Трем

три или трех

тремя

 

Четыре

Четырех

Четырем

четыре или четырех

четырьмя

о четырех

 

  

 

 

 

 

 

 

 

склоняются так же, как существительные третьего склонения: 

 

И. п.

Р. п.

Д. п.

В. п.

Т.п.

 

Шесть

Шести

Шести

Шесть

Шестью

 

Тридцать

Тридцати

Тридцати

Тридцать

Тридцатью

о тридцати

  

.

  

И. п.

Р. п.

Д. п.

В. п.

Т.п.

Сорок

сорока

сорока

сорок

сорока

девяносто

девяноста

девяноста

девяносто

девяноста

Сто

Ста

ста

сто

ста

о ста

 

 и на -сот склоняются обе части: 

И. п.

Р. п.

Д. п.

В. п.

Т.п.

Двести

Двухсот

Двумстам

двести

двумястами

Пятьсот

Пятисот

Пятистам

Пятьсот

пятьюстами

о пятистах

 

У количественных составных числительных склоняется каждое слово:

  

И. п.

Р. п.

Д. п.

В. п.

Т.п.

ятьсот девяносто шесть

пятисот девяноста шести

пятистам девяноста шести

пятьсот девяносто шесть

пятьюстами девяноста шестью

о пятистах девяноста шести

ПОРЯДКОВЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ

, семидесятый, девятисотый; тысяча девятьсот девяносто первый, три тысячи восьмой.

(двести тридцать миллиардов).

 — соединительная гласная

.

5 1/2-тысячный (вместо пяти с половиной тысячный), 17 1/2-миллионный (семнадцати с половиной миллионный).

двухсполовинный, трехсполовинный, четырехсполовинный.

 

 

 

 

 

 

Склонение порядковых числительных:

И. п.

Р. п.

Д. п.

В. п.

Т.п.

Седьмой

седьмого

седьмому

седьмой или седьмого

седьмым

о седьмом

Порядковые числительные склоняются так же, как и прилагательные первого типа:

 

 

 

 

 

У составных порядковых числительных при склонении изменяется только последнее слово:

И. п.

Р. п.

Д. п.

В. п.

Т.п.

триста пятьдесят седьмой

триста пятьдесят седьмого

триста пятьдесят седьмому

триста пятьдесят седьмой (или седьмого)

триста пятьдесят седьмым

о триста пятьдесят седьмом

 

 

 

  

 

 

 

 

ДРОБНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ

три восьмых (3/8), четыре целых и одна шестая (4 1/6), три целых и одна четвертая, три с четвертью (3 1/4).

 для остальных падежей.

 не осознается.

).

:

И. п.

Р. п.

Д. п.

В. п.

Т.п.

одна вторая

одной второй

одной второй

одну вторую

одной второй

об одной второй

При склонении у дробных числительных изменяются обе части:

 

 

 

И. п.

Р. п.

Д. п.

В. п.

Т.п.

Полтора

Полутора

Полутора

Полтора

Полутора

Полторы

Полутора

Полутора

Полторы

полутора

Полтораста

Полутораста

Полутораста

полтораста

полутораста

о полутораста

 

  

СОБИРАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ

, восьмеричный, десятеричный.

 

2. Собирательные числительные склоняются так же, как и прилагательные во множественном числе:

И. п.

Р. п.

Д. п.

В. п.

Т.п.

емеро

семерых

семерым

семерых

семерыми

Оба

обоих

обоим

обоих

обоими

об обоих

 

 

 стоит прилагательное:

Одна буква в окончании (красива, красив)

глагола.

ы (воспитанные и образованные).

 

 

Написание местоименных сочетаний не кто иной, как; не что иное, как; никто иной, кроме; ничто иное, кроме

.

 

13. Правописание глагольных форм

СПРЯЖЕНИЯ.

Я

— у(ю)

Мы

— ем

Я

— у(ю)

Мы

Ты

— ешь

Вы

ете

Ты

— ишь

Вы

Он

ет

Они

(ют)

Он

ит

Они

–ЕТЬ:

обожать — обожаешь,

прошептать – прошепчет.

:

колоть – колет, колющий,

бороться – борются, борющийся,

полоть – полете, полющий,

молоть- мелет, мелющий.

Глаголы на –ЯТЬ:

сеять – сеет, сеющий,

лелеять – лелеет, лелеющий,

хаять – хает, хающий,

надеяться — надеются, надеющийся.

ЧЬ:

крикнуть – крикнешь,

помочь – поможешь.

4 глагола-исключения:

бреется, бреются,

стелешь, стелются,

зыблется, зыблющийся,

зиждутся.

 

Глаголы на –ИТЬ:

верить – веришь,

разбудить – разбудит,

наклеить – наклеят.

 

 

11 глаголов – исключения:

Видеть

Ненавидеть

Смотреть

Зависеть

Обидеть

Терпеть

 

Догнать – догонишь,

Слышать – слышащий,

.

 

– чтишь, чтят(чтут).

 

Вопрос №14.Правописание наречий и наречных сочетаний.

 

:

: ВДОВОЛЬ, ВДРЕБЕЗГИ, ВЗАПЕРТИ, ВОСВОЯСИ, ВПРИТЫК, ВРАСПЛОХ, ВТИХОМОЛКУ, ЗАПАНИБРАТА, ЗАПОДЛИЦО, НАСПЕХ, НАСТОРОЖЕ, НАТОЩАК, НЕВПОПАД, ОЗЕМЬ, СПОЗАРАНКУ и др. Иными словами, наречие ВДРЕБЕЗГИ пишется слитно, так как формы ДРЕБЕЗГИ в современном литературном языке нет.

Если наречие образовалось соединением приставки с другим наречием, например: ДОНЕЛЬЗЯ, ЗАДАРОМ, НАВСЕГДА, ПОСЛЕЗАВТРА, ПОВСЮДУ, ЗАРАНЕЕ и пр. Рассмотрим подробнее последнее слово: к наречию РАНЕЕ присоединяется приставка ЗА, и образуется более сложное наречие ЗАРАНЕЕ, которое, естественно, пишется слитно.

КАКОВА?, КАКОВО? и КАКОВЫ? и имеют усеченные по сравнению с полными прилагательными окончания, сравните: ГОРЯЧ-АЯ (отвечает на вопрос КАКАЯ? – это полная форма) и ГОРЯЧ-А (отвечает на вопрос КАКОВА? – это краткая форма). Например, наречие, которое получилось благодаря слиянию предлога С и краткого прилагательного ГОРЯЧА, надо писать слитно. Подобным образом образовались наречия ВЛЕВО, ДОСУХА, ЗАМЕРТВО, ИЗДАЛЕКА, НАСКОРО, ПОНЕМНОГУ, ПОПУСТУ, ПОТИХОНЬКУ.

: ВВЕРХ, ВВЕРХУ, КВЕРХУ, ДОВЕРХУ, НАВЕРХ, СВЕРХУ; ВНИЗ, ВНИЗУ, КНИЗУ, ДОНИЗУ, СНИЗУ; ВПЕРЕД, НАПЕРЕД; НАЗАД; ВВЫСЬ; ВДАЛЬ, ВДАЛИ, ИЗДАЛИ; ВВЕК, ВОВЕК, ВОВЕКИ, НАВЕК, НАВЕКИ; ВНАЧАЛЕ, СНАЧАЛА.

Если наречие образовалось благодаря соединению предлога с местоимением, например: ПОТОМУ, ЗАТЕМ, ОТТОГО, ПОЭТОМУ, СОВСЕМ, ВНИЧЬЮ. ВОВСЕ.

Если наречие образовалось благодаря соединению предлога В или НА с собирательными числительными. Числительные в русском языке делятся на три группы: количественные (например, ДВА, ПЯТЬ, ДЕСЯТЬ), порядковые (ВТОРОЙ, ПЯТЫЙ, ДЕСЯТЫЙ) и собирательные (ДВОЕ, ПЯТЕРО, ДЕСЯТЕРО). В соответствии с правилом слитно пишутся наречия, образованные только из числительных последней группы, например: ВДВОЕ, НАДВОЕ, ВШЕСТЕРО. Правописание наречий, образованных из числительных других типов, будет рассмотрено ниже.

.

Если оно образовано повторением одного и того же слова (например, БЫСТРО-БЫСТРО), той же основы (КРЕСТ-НАКРЕСТ) или синонимичных слов (ТИХО-МИРНО).

: ПО-НОВОМУ, ПО-ВАШЕМУ, ПО-НЕМЕЦКИ, ПО-РУССКИ, ПО-ПТИЧЬИ.

: ВО-ВТОРЫХ, В-ПЯТЫХ.

Если наречие образовалось с помощью частиц, которые всегда пишутся через дефис: -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ, КОЕ-, -ТАКИ. Такие наречия называются неопределенными, например: КОГДА-ТО, КАК-НИБУДЬ, ВСЕ-ТАКИ, КОЕ-ГДЕ.

, справедливее называть наречными сочетаниями, так как это сочетания слов, которые принадлежат другим частям речи и лишь приобрели некоторые признаки наречий. Возможно, пройдет какое-то время, и они превратятся в полноправные наречия и будут записаны в словаре через дефис или даже слитно, но сейчас такие слова только встали на путь превращения в наречия. Среди наречных сочетаний, пишущихся раздельно, можно выделить четыре группы.

РУКИ; ПОД МЫШКАМИ, ПОД МЫШКИ, ПОД МЫШКОЙ, ПОД МЫШКУ, ИЗ-ПОД МЫШЕК; НА ПОРУКИ, НА ПОРУКАХ. Наречие – это неизменяемая часть речи: оно не склоняется и не спрягается. Но если слово имеет несколько падежных форм, то это не наречие и писать его надо с предлогом раздельно.

: В ОБНИМКУ, В ОДИНОЧКУ, В ОТМЕСТКУ, В УПОР, В УГОДУ, БЕЗ УДЕРЖУ, БЕЗ УСТАЛИ и другие.

: ЧЕСТЬ ЧЕСТЬЮ, ЧУДАК ЧУДАКОМ, БОК О БОК, С ГЛАЗУ НА ГЛАЗ, ДВЕРЬ В ДВЕРЬ.

: БЕЗ ВЕДОМА, БЕЗ ЗАПРОСА, БЕЗ ОГЛЯДКИ, БЕЗ ТОЛКУ, БЕЗ УСТАЛИ, В СТЕЛЬКУ, ДО ОТВАЛА, ДО СМЕРТИ, НА БЕГУ, НА ВИДУ, НА ГЛАЗОК, С РАЗБЕГУ, С ХОДУ и другие. Написания таких слов необходимо запоминать, а в случае сомнений обращаться за помощью к орфографическому словарю.

Необходимо запомнить слова-исключения, которые пишутся иначе, чем указано в правиле: В ОТКРЫТУЮ, НА-ГОРА, ПО-ЛАТЫНИ, ТОЧЬ-В-ТОЧЬ.

 

Буква Ь в конце наречий на шипящую

(Наг.)

.

 

Вопрос №15. Правописание производных предлогов и союзов

тяжёлой болезни.

снегом.

и др.

 

. ед. ч. В.п.). Ср. также:

 

этого он каждую зиму ездил в Москву (Т.).

брызгам волн (М. Г.).

с героем

 

состоит их трех слов.

пишутся раздельно.

 

. Ср.:

 

всей дороги Касьян сохранял упорное молчание (Т.).

утра и середины дня он весь был погружён в арифметические расчёты (Л. Т.).

не трогать (П.).

статьи были повторены её основные положения

 

Примечания:

1. Обратите внимание на правописание предлогов: насчёт, за счёт, сквозь (с ь); но: близ (без ь).

.).

3. Предлоги благодаря, согласно требуют дательного падежа существительного: благодаря решению, согласно желанию.

 

Правописание союзов 

Союзы пишутся слитно и раздельно.

не то, то есть, при этом, однако же, как будто, потому то, оттого что, так что, так как, как только, лишь только, будто бы.

чтобы, зато, тоже, также, оттого, потому, поэтому, причем, притом, итак.

 

и др.).

Отличие сложных союзов от местоимений и наречий с предлогами, союзами или частицами

 

. Напротив, местоимения и наречия всегда являются членами предложения (значит, к ним можно задать вопрос).

(Здесь что отвечает на вопрос дополнения и является местоимением).

 

Рассмотрим несколько пар союзов и созвучных с ними сочетаний.

: самое, что и как (то самое; то, что; так…как).

, как он.

 

, а местоимение что с частицей бы — раздельно. В последнем случае частицу можно отделить от местоимения и перенести в другое место предложения.

 мне почитать?).

 

 Их нужно отличать от местоимений с предлогами, которые пишутся раздельно.

 (при каких интересах) ты останешься, если истратишь все свои деньги?

 

 Союз и наречие так пишутся раздельно.

. К союзу нельзя задать вопрос, а к сочетанию и так можно (и как? так).

 

Перевести на банковский счет

 

Вопрос №16. Правописание НЕ и НИ с разными частями речи

 

НЕ

 пишется слитно:

, невзрачный, ненавидеть, негодуя;

 (близко);

неподстриженные кустарники, нераспечатанное письмо;

некто, нечто, некоторый, некого, нечего;

;

.

 

Так мы и не достали билетов на премьеру. Зрители не досмотрели спектакль до конца.

 

 пишется раздельно:

 ненавидеть, недоумевая);

не замужем;

 не выше, не умнее, не красивее; с не меньшим (успехом);

не один, не пятьдесят, не двое, не первый;

не жаль, не поздно, не жарко;

не сделанное вовремя задание, так и не сыгранная музыкальная пьеса;

.

.

.

.

.

НИ

  употребляется:

 В этом предложении отрицание опущено.

 (надо признаться).

.

 следует отличать:

.

 принималась.

 придумал за эти дни!

ни взять, ни рыба ни мясо, ни свет ни заря, во что бы то ни стало, откуда ни возьмись, как ни в чем не бывало.

 пишется раздельно.

.

Решение не должно приниматься никем иным. Ничто иное его не интересовало.

 что иное, как шаровая молния.

 

Однородные и неоднородные определения.

 

– это одинаковые члены предложения, объединённые друг с другом сочинительной связью.

Однородные члены обычно выражаются одной и той же частью речи.

Не являются однородными членами предложения:

 повторяющиеся слова, употребляющиеся с целью подчеркнуть множество предметов, длительность действия, его повторяемость и т.д.

 (Куприн).

Такие сочетания слов рассматривают как единый член предложения;

;

 и т.п.;

 устойчивые сочетания с двойными союзами, между которыми запятая не ставится (!):

 и др.

 

Однородные члены соединяются интонацией (бессоюзная связь) и сочинительными союзами или только интонацией. Если однородные члены разделяются запятой, то запятые ставятся только между ними. Перед первым однородным членом, после последнего однородного члена запятые не ставятся (!).

1. Если однородные члены предложения не соединены союзами, а только интонацией, то между ними ставится запятая (Мне подарили конфеты, шары, игрушки.);

но скверам, паркам; зашел в гости к Катерине, Петру, Матвею; позвонил Анне, Андрею, Инне.).

, неповторяющимися союзами:

если однородные члены предложения соединены неповторяющимися противительными союзами, то между ними ставится запятая (Это сделал не я, а он.),

класс зашли Марина и Ольга. Это написал Пушкин или Лермонтов?);

да и (Возьму да и уеду.) и перед союзом и, если после него следует указательное местоимение тот, та, то, те (Ребенок и тот справится с этим заданием.);

3. Однородные члены предложения, соединённые повторяющимися союзами:

и, да…да, ни…ни, или…или, ли…ли, либо…либо, то…то и т.д. (В этом магазине можно купить и тетради, и ручки, и книги.),

Примечание. Запятая при однородных членах предложения, соединённых повторяющимися союзами, ставится после каждого однородного члена (На концерт пришли учителя, и ученики, и их родители.).

и осень дождливы.),

запятая также не ставится, если однородные члены предложения входят в состав цельных выражений (ни себе ни людям, ни то ни се).

4. Сочинительный союз и может соединять однородные члены предложения попарно, и тогда пары отделяются друг от друга запятыми, а внутри пар запятая не ставится (Ученики в классе были 55 умные и глупые, отличники и двоечники),

хотя и …но, если не…то, столько же…сколько, насколько…настолько.

Основные случаи постановки знаков препинания при однородных членах предложения:

[о, о, о, о] [о и о] [о, а о] [о, о, о и о] [и о, и о, и о] [о, и о, и о] [о и о, о и о] [как о, так и о]

 

при однородных членах предложения (основные случаи постановки знаков препинания).

1. [О: о, о, о] На собрание явились все: учителя и ученики.

[О, вв. сл.: о, о, о] На собрание явились все, а именно: учителя и ученики.

2. [о, о, о — О] Дети, старики, женщины — все смешалось в живом потоке.

] Дети, старики, женщины — словом, все смешалось в живом потоке

3. [О: о, о, о -…] И все это: и река, и прутья вербы, и этот мальчишка — напоминало мне далекие дни детства.

а предложении повторяется одно и то же слово для передачи длительности или интенсивности действия, то ставится запятая (Еду, еду я по полю домой.),

Если повторяющиеся слова представляют собой лексическое образование, которые являются как бы одним сложным словом, то они пишутся через дефис (Далеко-далеко за морем.),

Запятая не ставится, если

повторяются сказуемые, а между ними стоит частица так (Ехать так ехать.),

Однородные и неоднородные определения.

и.

.

.

 

18.Тире между членами предложения

Тире между подлежащим и сказуемым

неопр. Форма гл.

.

неопр. Форма гл.

 

Примечание:

при логическом ударении на подлежащее или сказуемое

сущ

не+ сущ.

 

мамы

одиннадцать

вредить

до станции

-сравн. Союз)

жемчуг

не камень

 

в чём-то

равнин

 

Тире ставится

двумя однородными членами предложения ,не соединёнными союзами, для выражения резкости ,противоположности

Н-р: Здесь не житьё им – рай

во втором их них содержится следствие того, что указано в первом сказуемым, или выражается резкое противопоставление, или сообщается нечто неожиданное

Н-р: Войско вторглось – и в шестом часу дня увидала неприятеля среди обширного поля Куликова

 

для усиления оттенка неожиданности тире может ставиться после союза И.

– марш в деревню

 

Тире между подлежащим и сказуемым.

1. Тире между подлежащим и сказуемым ставится:

при нулевой связке (т.е. при отсутствии глагола-связки), при этом подлежащие и сказуемое выражены именем существительным или количественным числительным в именительном падеже, инфинитивом. (Моя мама — учитель.)

если перед сказуемым стоят слова это, вот, значит, это значит (Защищать Родину — это наш долг.)

2. Тире между подлежащим и сказуемым не ставится:

как и др. (Этот дом как глыба.),

если подлежащее выражено личным местоимением (тире в данном случае рассматривается как авторское) (Она балерина.),

если перед сказуемым стоит отрицательная частица не (Бедность не порок.),

если перед сказуемым стоит второстепенный член предложения, с ним не согласованный (Платон мне друг, но истина дороже.),

если между главными членами предложения стоит вводное слово, наречие или частица (Иван тоже студент. Его отец, по-видимому, инженер.),

в предложениях разговорного стиля (Его брат студент.).

Тире в неполном предложении.

Тире в неполном предложении ставится, если пропущено сказуемое (чаще всего) или какой-нибудь другой член предложения, но его можно легко восстановить из контекста или из ситуации (Она пошла домой, он — в кино),

.

 

Интонационное тире.

1. Интонационное тире ставится в месте распадения предложения на словесные группы, для того чтобы подчеркнуть смысловые отношения между членами предложения и помочь читателю правильно связать слова по смыслу (Детям — объяснить надо.)

Соединительное тире.

1. Тире ставится:

между словами для обозначения некоего пространства (поезд Николаев — Москва), количества (купить два-три килограмма конфет) или отрезка времени (Революция 1905-1907 годов), если заменяет по смыслу конструкцию «от…до»,

между именами собственными, совокупность которых является каким-нибудь названием (учения, научного учреждения и т.д.): закон Бойля-Мариотта, матч «ЦСКА — Локомотив».

 

19. Обособление определений и приложений

Определения

Обособляются:

1.С зависимыми словами, стоящими после определяемого слова

затерянном среди степей Башкирии.

2. Два или несколько, стоящих после определяемого слова

Сквозь можжевельник, корявый и неопрятный, проросла роскошная красавица медуница и на свету расцвел.

3. Относящийся к личному местоимению

Стоит он, бледный, средь большой дороги.

4. Стоящие перед определяемым существительным и имеющим добавочное обстоятельственное значение

Оглушенный тяжким гулом, никнет Теркин головой.

5.Оторванное от определяемого существительного другими членами предложения

Не обособляются:

1.С зависимыми словами, стоящими перед определяемым словом, если не имеют добавочных обстоятельственных оттенков значения

Воробей вспорхнул под купол зала, сел на люстру и начал чистить растрепанные в драке перья.

2.Если по смыслу связаны не только с подлежащим, но и со сказуемым и входят в его состав.

Марья Ивановна явилась к ужину бледная и заплаканная.

3.С зависимыми словами, стоящими после неопределенного местоимения

Из тьмы ветвей смотрело на идущих что-то страшное, темное и холодное.

местоимению.

Приложения

1)  Если приложение относится к нарицательному существительному, то оно обособляется в любом случае, вне зависимости от места в предложении. Например:

, мой отец служил на Дальнем Востоке.

2)  Если приложение относится к собственному существительному, оно обособляется только в том случае, когда стоит после него. Например:

.

3)   Если приложение относится к личному местоимению, то оно обособляется в любом случае, вне зависимости от места в предложении. Например:

.

У этого правила есть несколько примечаний:

.

. Более подробно правила постановки запятых перед союзом КАК будут рассматриваться в отдельной части нашего курса.

 

20. Обособление дополнений и обстоятельств.

 могут обособляться, а могут не обособляться – в зависимости от того, что хотел передать автор.

. Такие дополнения имеют расширительное или, наоборот, ограничительное значение:

Поездка ей в целом понравилась, за исключением этих двух происшествий.

 запятыми.

 в следующих случаях:

На чердаке, в углу, валялась кукла, которой она игралась в детстве.

Говоря по совести, я не могу взяться за это дело.

 

Не обособляются обстоятельства в следующих случаях:

Он не спеша подошел к окну.

запятыми.

 

21. ВВОДНЫЕ И ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ

, наладилась.

, Павел прав.

, погода наладится?

 

Признаки вводных слов и конструкций:

они не зависят ни от одного слова в предложении, и поэтому к ним нельзя задать вопрос от других членов предложения;

они не являются членами предложения;

их можно заменить синонимичными вводными словами или сочетаниями;

их можно опустить из текста без потери смысла.

: паузами, понижением силы голоса и более быстрым произношением вводных слов, в письменной речи — запятыми.

Пример:

Кажется, гроза надвигается. Наши дела, по-моему, не так уж и плохи.

 

 

Значения вводных слов и сочетаний:

 

а) Уверенность: разумеется, бесспорно, несомненно, без сомнения, безусловно, конечно, действительно, в самом деле, правда, само собой…

, наш класс. 

 

, ты не забыл, что сегодня экзамен?

Следует различать вводные слова, грамматически не связанные с предложением, и те же слова, выступающие в роли членов предложения.

  

слово является вводным, если оно синонимично слову ещё, показывает отношение говорящего к событиям или обозначает порядок мыслей.

: Илья принёс, наконец, обещанную игру. — отношение говорящего к событиям;

— слово не является вводным в значении «напоследок», «в результате всего».

: Наконец он проснулся.

слово является вводным, если оно синонимично вводному слову следовательно.

: Успеем вернуться к вечеру, значит, сможем хорошо отдохнуть.

— слово не является вводным, если оно синонимично слову означает.

 больше, чем простое средство передвижения.

— слово является вводным, если стоит в середине предложения.

: Петр, однако, решил поступить по-своему.

— слово не является вводным, если оно стоит в начале предложения (имеет значение противительного союза но).

: Однако Пётр решил поступить по-своему.

: Ср.: Ему теперь не с кем перемолвиться (чем?) словом. — Словом, погода наладилась, и мы отправились на прогулку. Кстати, копирование документов запрещено. — Не умел он поклониться  (когда? как?) кстати, похлопотать вовремя.

 

Обрати внимание!

Слова, которые никогда не являются вводными:

авось, большей частью, будто, будто бы, вдобавок, вдруг, ведь, вообще, вряд ли, всё же, всё равно, всё-таки, даже, едва ли, именно, иногда, как будто, как бы, как раз, к тому же, лишь, на редкость, непременно, неужели, определенно, особенно, отчасти, пока, положительно, по-прежнему, почти, приблизительно, примерно, притом, просто, пускай, пусть, разве, решительно, словно, тем не менее, только, якобы…

 

Вводные слова и конструкции могут соотносится с различными частями речи:

с существительным; 

: словом, к счастью, на беду, без сомнения и др.

с глаголом;

: говорят, кажется, веришь ли, думаю и др.

с наречием; 

: вероятно, конечно, бесспорно, вернее и др.

 

Вводные предложения

Вводные предложения бывают двусоставные. 

: Я думаю, он приедет завтра.

 и односоставные.

: Как сообщили по радио, погода всю неделю будет холодной.

Как и вводные слова, вводные предложения имеют разные значения.

: Это была работа чистая, покойная и, как говорили наши, спорая (А.Чехов) — источник сообщения;

И этот голос чудно-новый, ей мнилось, все еще звучал (М. Лермонтов) — неуверенность.

Как и вводные слова, вводные предложения выделяются в устной речи интонационно, а в письменной — пунктуационно: запятыми, реже — тире (если оно стоит в середине предложения и на него обращается особое внимание).

: Сама же барыня — говорили о ней — не умеет отличить буженину от телятины… (М. Горький).

Вставные слова, словосочетания и предложения

 

называются слова, словосочетания и предложения, которые вносят в основное предложение дополнительные сведения, попутные замечания, уточнения, пояснения, поправки…

Они расширяют информацию, которая содержится в предложении.

:

Когда все кончилось (а бой длился около часу), начдив сел на коня и шагом поехал по равнине (А.Н. Толстой) — дополнительные сведения.

Вставные конструкции могут находиться только в середине и, реже, в конце основного предложения, но не в его начале.

Солдаты — их было трое — ели, не обращая внимания на Пьера. (Л. Н. Толстой)

Наконец (нелегко мне это далось!) она разрешила мне приехать.

(Синтаксис. Вводные и вставные конструкции.)

 

22. Пунктуация в сложносочиненном предложении.

 называется предложение, которое имеет две или более самостоятельных грамматических основ, соединённых сочинительными союзами.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

 между частями сложного предложения, соединенного союзами:

);

);

);

);

).

был преупрямый мальчишка, и ничем, бывало, у него слез не выбьешь, даже когда он был и помоложе (Л.)

). Я спешу туда ж — а там уже весь город (П.)

проснулся весь в слезах (Бун.); На очереди были полицейские пункты, – и там о Давиде никто ничего не слыхал (Пришв.); Еще один поворот дороги, – и она потянулась к мосту (Наб.).

:

;

;

;

.

.

На бледном лице сверкнули глаза и вытянулся нос.

 

23. Пунктуация в бессоюзном предложении.

.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении

.

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится:

Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь (П.); Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше локтя (Н. О.).

 

Примечания.

).

.

.

В указанных случаях чаще всего основная часть высказывания (соответствующая главному предложению в сложноподчиненных предложениях) содержится в первой части бессоюзного сложного предложения, а во второй части (соответствующей придаточному предложению в сложноподчиненных предложениях) приводится пояснение, раскрытие содержания первой части.

Тире в бессоюзном сложном предложении ставится:

;

;

;

;

(посл.);

.

.

 

24. Пунктуация в сложноподчиненном предложении.

.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

:

;

По мере того как я рассказывал, он приходил в себя (М. Г.)

 не разбиваются.

 (между придаточными предложениями запятая в подобных случаях ставится).

 и т. п.

.

 

25. Знаки препинания на стыке двух союзов.

В сложных предложениях, состоящих из трех или более предикативных частей, могут встретиться сочетания двух подчинительных союзов (ЧТО ЕСЛИ, ЧТО КОГДА и т. п.) и сочетания сочинительного и подчинительного союзов (И КАК, И ХОТЯ и т. п.).

могут встретиться в сложных предложениях с последовательным подчинением придаточных. Сравните два предложения:

ты поедешь, я поеду с тобой (Л. Толстой).

), относящаяся не к главной части, а к первому придаточному. Такие части предложения называются придаточными второй степени.

Во втором случае придаточные части переставлены: после главной части предложения следует придаточное второй степени, а потом уже придаточное первой степени. Именно в такой ситуации и оказались рядом два подчинительных союза: союз ЧТО, с помощью которого присоединяется придаточное первой степени, и союз ЕСЛИ, который присоединяет придаточное второй степени. В таком предложении между двумя подчинительными союзами стоит запятая.

.

Теперь еще раз немного изменим это предложение:

я поеду с тобой.

), так как в предложении сохранится слово ТО, относящееся к последней части предложения.

, запятая между словами ЧТО и ЕСЛИ не нужна. Рассмотрите еще два похожих предложения, только с союзами ЧТО и КОГДА.

он был своими господами доволен (по Л. Толстому).

Запятая между союзами ЧТО и КОГДА есть только в том предложении, где нет слова ТОГДА.

Сравните два предложения:

театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков.

составной союз КАК… ТАК. Вторая (соотносительная) часть составного союза следует после придаточного времени.

Попробуйте убрать из предложения придаточную часть, начиная со слова КАК до следующей запятой. Это возможно только в первом случае, а во втором предложении смысл разрушится, так как в придаточной части останется вторая часть составного союза ТАК.

Сравните еще два предложения:

от них вдруг защемило сердце.

ХОТЯ превращаются в единое союзное сочетание, не требующее разделения на письме при помощи запятой. 

правила.

1. При последовательном подчинении рядом могут оказаться подчинительные союзы (ЧТО и ЕСЛИ, ЧТО и КОГДА и др.). Запятая между ними ставится только в том случае, когда далее в предложении нет соотносительных слов ТО или ТОГДА.

КАК и др.), то нужно выяснить, нет ли после придаточной части соотносительных слов ТО, ТАК или еще одного сочинительного союза (А, НО, ОДНАКО и др.). Запятая ставится только тогда, когда эти слова после придаточной части отсутствуют.

очетания знаков препинания

 

Запятая и тире

 (Лермонтов). 

Вопросительный и восклицательный знаки

?!

Кавычки и другие знаки

 но первых было явное большинство.

 См. также §119 и §120.

»…

 но отвечаем на него мы по-разному.

!»?

.

как хороши, как свежи были розы».

 

Скобки и другие знаки

 садись вот тут.

(Чаковский).

3.      После закрывающей скобки ставится знак препинания, требуемый условиями контекста, независимо от того, какой знак стоит перед закрывающей скобкой, например:

Не только песен нет,

);

все подозрительно,

 (Крылов).

 

),

Укажет будущий невежда

На мой прославленный портрет

 (Пушкин).

Многоточие и другие знаки

 (А.Н. Островский).

 но, впрочем, не будем говорить о ней.

 

27. Пунктуация при прямой и косвенной речи в диалоге.

Андрей подумал: «Все авторы будут правильно оформлять прямую речь…» — и написал об этом заметку.

Наконец-то мы пришли, — сказал я и добавил: — Сейчас будем пить чай.

отделяется от главной части предложения запятой (Василий Петрович сказал, что Варенька уехала на дачу) или выделяется запятыми с двух сторон, если находится внутри главного предложения (Василий Петрович сказал, что Варенька уехала на дачу, и захлопнул дверь). Кавычки при косвенной речи не употребляются.

В предложениях с косвенным вопросом возможна двоякая пунктуация в зависимости от интонации:

если в конце главного предложения голос понижается, а придаточное произносится с вопросительной интонацией, то перед ним ставится двоеточие, а после него вопросительный знак (Всю ночь я думал: кто бы это был?);

если в конце главного предложения голос повышается и придаточное предложение произносится без вопросительной интонации, то перед ним ставят запятую, а в конце предложения точку, восклицательный знак или многоточие, в зависимости от интонации. (Всю ночь я думал, кто бы это был. Всю ночь я думал, кто бы это был… Да не знаю я, кто это был!).

Косвенная речь отделяется от главной части предложения запятой.

Косвенная речь выделяется запятыми с двух сторон, если она находится внутри главного предложения.

 

Пунктуация при цитатах.

чужие слова, вставленные в текст чьего-нибудь сочинения или устного сообщения. Цитата может быть частью предложения и целым предложением.

, то она выделяется только кавычками.

Пример:

Белинский писал, что жизни Лермонтова «суждено было проблеснуть блестящим метеором, оставить после себя длинную струю света и благоухания и — исчезнуть во всей красе своей».

, то она выделяется теми же знаками, что и прямая речь.

Пример:

Характеризуя «темное царство», изображенное в пьесах А. Н. Островского, Н.А. Добролюбов пишет: «Это мир затаенной, тихо вздыхающей скорби, мир тупой, ноющей боли, мир тюремного, гробового безмолвия, лишь изредка оживляемый глухим, бессильным ропотом, робко замирающим при самом зарождении».

, выделяется кавычками только в начале и в конце, а не перед каждым абзацем.

 с точным воспроизведением строк кавычки не ставятся; при этом если после стихотворной цитаты текст продолжается, то в конце стихотворной цитаты ставится тире.

идея развития раскрыта Пушкиным как закон жизни, отразивший и его собственный личный опыт.

 

Обрати внимание!

При нарушении строфики стихотворного текста для выделения стихотворных строк ставят одинарную или двойную косую черту, либо одинарную или двойную вертикальную линию в том месте, где кончается одна стихотворная строка и начинается другая. Знак препинания перед таким знаком сохраняется, и прописная буква в начале строки после знака — тоже.

Пример:

Судьба Родины переживается Блоком как личная судьба, и стихи звучат как страстное признание: «Россия, нищая Россия, / Мне избы серые твои, / Твои мне песни ветровые, — / Как слезы первые любви!»

, образуя придаточное предложение, то первое слово цитаты всегда пишется со строчной буквы.

Пример:

А.И. Герцен писал, что «поэзия Гоголя — это крик ужаса и стыда».

Если многоточие стоит в начале цитаты, то цитата начинается с прописной или строчной буквы в зависимости от места расположения ее по отношению к авторским словам.

Вот как о том же самом рассуждает иконописец Севастьян в замечательном рассказе Лескова «Запечатленный ангел»: «…только в обиду нам выдумано, что мы будто по переводам точно по трафаретам пишем. А у нас в подлиннике поставлен закон, но исполнение его дано свободному художеству» (В. Солоухин);

  

«…Нет величия там, где нет простоты, добра и правды», — писал Л.Н. Толстой.

 следует непосредственно за цитатой, то имя автора заключается в скобки, а точка, заканчивающая цитату, выносится за скобки.

Пример:

).

 

Вопрос 29. Употребление кавычек.

Кавычки – парный выделительный знак препинания. Ими отмечают левую и правую границы слова или отрезка текста; таким образом, кавычки могут быть открывающими и закрывающими, при этом открывающие и закрывающие кавычки, как правило, различаются по рисунку.

В современном русском языке кавычки выполняют следующие функции:

прямой речи и цитат.

Выделение условных (собственных) наименований.

Выделение слов, которые употребляются в необычном, ироническом, особом значении.

Кавычки при словах, употребляемых в необычном, особом, условном, ироническом значении.

употребить разговорное слово в публицистическом тексте (часто в таких случаях кавычки используются автором для «перестраховки»).

Первое, что необходимо отметить: кавычки при необычно употребляемых словах рассматриваются как факультативный знак (в отличие от обязательного употребления кавычек при собственных наименованиях и прямой речи).

«Справочник по правописанию и литературной правке» Д. Э. Розенталя указывает, что кавычками выделяются:

1) слова непривычные, малоупотребительные, на которые автор хочет обратить внимание;

2) слова, употребленные в особом, необычном значении;

3) слова, представляющие собой малоизвестные термины;

4) слова устарелые или, наоборот, совсем новые, если подчеркивается эта их особенность;

5) слова, употребленные в ироническом значении;

6) слова, употребленные в условном значении (применительно к ситуации или контексту).

Таким образом, один из основных критериев при употреблении кавычек рассматриваемого типа – «обычность/необычность», или, другими словами, «привычность/непривычность». Но разграничить «привычное» и «непривычное» значения слова зачастую очень трудно: во-первых, для этого необходимо обладать высокоразвитым языковым чутьем, а во-вторых, нередко возникают случаи, когда «привычное» для одного носителя языка является «непривычным» для другого. Наконец, «непривычное» значение слова с течением времени может становиться «привычным». Именно поэтому постановка кавычек при необычно употребляемых словах вызывает столько вопросов.

Чем же все-таки руководствоваться при ответе на вопрос о постановке кавычек? Вот два нехитрых правила:

ориентироваться на словарные статьи в толковых словарях русского языка: если слово (словосочетание) в них уже зафиксировано, следовательно, значение не является непривычным и кавычки не нужны;

учитывать стиль текста, в котором встречаются подобные лексические единицы.

Безусловно, наиболее часто их можно встретить в газетных и журнальных текстах, но при этом в «серьезных» СМИ, предлагающих читателям материалы на общественно-политические и социально значимые темы, постановка кавычек при необычно употребляемых словах более уместна, чем, например, в газетах и журналах, ориентированных на молодежную аудиторию и пишущих на «легкие» темы, поскольку при употреблении слова в «непривычном» значении оно чаще имеет разговорную или просторечную окраску.

Слова и словосочетания, не требующие выделения кавычками.

Следует запомнить, что эти лексические единицы обычно не выделяются кавычками:

   класс люкс

   круглый стол

   мешки под глазами

   под ключ

   серая зарплата

   сильный пол

   слабый пол

   телефон доверия

   час пик

   черное золото

   черный ящик

Запомните также:

. Исключение составляют случаи, когда эти слова употреблены в необычном или ироническом значении.

Кавычки при собственных наименованиях

Для ответа на вопрос, когда наименования заключаются в кавычки, необходимо выяснить, какие виды собственных наименований существуют.

Наименования можно разделить на две большие группы:

1. Составные названия, не являющиеся условными, – реальные собственные имена. В таких названиях все слова употребляются в прямом значении. Кавычками такие названия не выделяются; в них пишется с прописной буквы первое слово и входящие в состав наименования имена собственные.

: Государственный Русский музей, Останкинский музей творчества крепостных, Московский драматический театр на Малой Бронной, Российский университет дружбы народов, Санкт-Петербургский государственный университет, Московская типография № 2, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Российский футбольный союз, Государственная премия, Книга рекордов Гиннесса, Великая Отечественная война, Петровская эпоха.

2. Условные (символические) названия, заключаемые в кавычки.

Реальные собственные имена и условные наименования различаются прежде всего синтаксической сочетаемостью (грубо говоря, одно слово зависит от другого: существительное и прилагательное, существительное и существительное в родительном падеже).

Сравните: Большой театр, Театр сатиры, Театр на Юго-Западе – это реальные собственные имена, в них присутствует синтаксическая сочетаемость, кавычки не нужны.

Но: театр «Современник», театр «Школа современной пьесы» – условные наименования, не сочетающиеся синтаксически с родовым словом. Они заключаются в кавычки. Аналогично: парк Дружбы, но: парк «Сокольники», Коммунистическая партия Российской Федерации, но: партия «Яблоко» и т. д.

Перечислим основные группы условных наименований, заключаемых в кавычки:

• названия фирм, учреждений, организаций, обществ: гостиница «Россия», отель «Метрополь», кондитерская фабрика «Красный Октябрь», издательство «Наука».

• названия политических партий: партии «Яблоко», «Гражданская сила», «Единая Россия», «Справедливая Россия».

• названия отечественных информагентств: информационное агентство «Интерфакс», РИА «Новости». Названия зарубежных информагентств по традиции в кавычки не заключаются: агентство Франс Пресс, агентство Юнайтед Пресс Интернэшнл.

».

», «Фабрика», «Стрелки», «Город 312».

», «Северсталь», «Ак Барс». Однако названия-аббревиатуры пишутся без кавычек: ЦСКА, СКА.

• названия орденов, медалей, наград, знаков отличия: орден «Мать-героиня», медаль «Ветеран труда», премия «Золотая маска», премия «Оскар».

• названия периодических изданий (газет, журналов): газеты «Аргументы и факты», «Московский комсомолец», журналы «Огонек», «Русский язык за рубежом», в том числе названия, включающие родовые наименования: «Газета», «Независимая газета», «Русский журнал».

• названия документов: Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», Федеральный конституционный закон «О государственном гимне Российской Федерации».

• названия литературных и научных произведений, произведений искусства: роман «Война и мир», картина «Апофеоз войны», опера «Пиковая дама», фильм «Москва слезам не верит», телесериал «Остаться в живых», в том числе названия, включающие родовые наименования: «Роман без вранья», «Повесть о настоящем человеке», «Оптимистическая трагедия». Обратите внимание: если наименование художественного произведения состоит из двух названий, соединенных союзом или, то перед союзом ставится запятая, а первое слово второго названия пишется с прописной буквы: «Ирония судьбы, или С легким паром».

, галерея Уффици и др.

», циклон «Сидр».

».

», стыковочный модуль «Ноуд-2»; баллистическая ракета «Тополь», ударный комплекс «Искандер-М».

», «Сервис-Гид».

. Также пишутся со строчной буквы без кавычек некоторые названия лекарств, вошедшие в широкий обиход вследствие многолетнего употребления (валидол, анальгин, аспирин).

, рислинг, портвейн, боржоми.

», тюльпан «черный принц».

 

 

 

 

 

и предложениях, начинающихся союзом КАК

ставится

»).

 парус там белеет в высоте.

Пунктуационное правило о сравнительном обороте не так уж сложно: он всегда выделяется запятыми с двух сторон.

стоит один во всей вселенной (А. С. Пушкин).

.

в церкви. (Горький)

.

 впереди оказались спортсмены Российской Федерации;

. Наиболее часто употребляются в качестве вводных предложений следующие выражения:

и т. п.

 проходит летом.

 Указанные сочетания не выделяются запятыми, если входят в состав сказуемого или тесно связаны с ним по смыслу.

(т. е. по обыкновению);

.

 Рылов.

имеет значение причинности, оно выделяется запятыми.

привез куплет Татьяне (А. С. Пушкин). Почему он привез куплет Татьяне? — как истинный француз.

Если дополнительных значений у приложения нет, оно выделяется запятой.

выступает в роли подчинительного союза и связывает придаточное предложение с главным.

 горит свеча.

не ставится

не выделяются запятыми

?); обычно такие обороты можно заменить творительным падежом существительного или наречием.

.)

основное значение оборота – приравнивание или отождествление.

(Салтыков-Щедрин);

 характеризует предмет с какой-либо одной стороны.

. (Горький)

 (обычно в этих случаях сказуемое не имеет законченного смысла без сравнительного оборота).

(Арсеньев)

 и т. п.

.

.

Мы подошли к самому интересному случаю — к фразеологическим оборотам. Фразеологизмами проникнута наша речь. Это устойчивые словосочетания, окрашенные иронией, хитрецой, лукавством.

мертвому припарка.

 исход их – раскаяние.

 Иван заканчивал институт.

 

31. Классификация ошибок в письменных работах, приемы проверки и анализа ошибок

Классификация ошибок по М.Р. Львову

Алфавитные

» — рыл,

» — зебра,

» — окуни,

» — читать,

» — жмурки,

» — доски,

написание приставок, корней с чередованием гласных в корне слова, сложные слова, трудный морфемный состав, традиционные непроверяемые написания (словарные слова) и т.п.

 

Способы исправления ошибок

, которая содержит неверное написание.

4.Зачёркивание ошибки и обозначение на полях условным знаком (|).

6.Традиционный.

К этим приёмам относятся:

-самостоятельное исправление ошибок, отмеченных учителем особыми знаками на полях;

-самостоятельное объяснение учащимися правописания тех слов, в которых ими были допущены ошибки;

-подбор проверочных слов;

-выбор слов из «словаря» для сопоставления и проверки;

-взаимопроверка работ учащихся;

-разбор слова по составу;

-выписывание слов и словосочетаний из текста диктанта с определённой орфограммой и составление с ними предложений.

Памятка работы над ошибками

«Найди ошибку (если она не показана).

Определи, в какой части слова допущена ошибка; если эта часть не выделена, обозначь её.

Выпиши слово с окошком на месте той буквы, которая выбрана неверно.

Реши, какое правило надо применить.

Выполни нужные действия и вставь букву.

Вернись к тексту, где была ошибка, и исправь её».

 

32. Обзор словарей и справочников по орфографии и пунктуации для школы и вуза

орфографического словаря принята и в современной лексикографической практике.

и Н. Н. Никольского (1949, 4 изд., 1970).

«Справочная книжка и указатель русского правописания», 1879, можно считать орфографическим словарем). Начиная с 1881 вышло около 100 орфографических словарей, однако до советского времени они готовились при отсутствии единого авторитетного научного руководства и содержали много орфографических вариантов.

Задача создания академического орфографического словаря впервые была поставлена в 1930-е гг., однако издание такого словаря, гарантирующего надёжность рекомендаций, оказалось возможным только после выхода в 1956 единых «Правил русской орфографии и пунктуации» (см.); таким словарём стал «Орфографический словарь русского языка», подготовленный Институтом русского языка АН СССР (1956, 14 изд., 1976).

, Л.К. Чельцовой (1972).

принцип, сформулированный С.И. Ожеговым: «расположение материала и вспомогательного аппарата, которое в наибольшей степени облегчило бы наведение конкретных орфографических справок».

 

33. Орфографический и пунктуационный разбор текста.

Орфографический разбор — вид языкового анализа; включает анализ слов, словосочетаний, предложений, текстов с целью обнаружения орфограмм, их объяснение, указание способа проверки и выполнение орфографического действия – проверки.

Виды орфографического разбора:

1. полный – разбору повергаются все орфограммы;

2. тематический, выборочный – разбору подвергаются только определенные орфограммы.

 

Порядок орфографического разбора

1. Нахождение орфограммы.

2. Определение типа орфограммы (подведение ее под соответствующее правило).

3. Воспроизведение правила, которому подчиняется данная орфограмма.

4. Подбор проверочного слова (для проверяемых написаний) или установление, что орфограмма не проверяется, ее написание нужно запомнить.

ПАМЯТКА, как правильно выполнить орфографический разбор слова

1. Перепишите предложения через строчку.

2. Найдите и объясните орфограммы во всех словах.

:

• над безударными гласными (или в скобках) – проверочное слово;

• над непроизносимыми и парными согласными – проверочное слово;

• над словом с ь указать часть речи: у глагола ь пишется всегда, у существительных – только в 3-м склонении;

– вопрос, на который он отвечает;

•чтобы проверить окончание прилагательного, поставьте вопрос от существительного;

• чтобы проверить окончание глагола, поставьте его в начальную форму (что делать, что сделать);

• чтобы проверить окончание существительного, определите его склонение и падеж;

• слитно–раздельно: условия выбора;

• прилагательное, существительное, местоимение, глагол поставьте в начальную форму (у веселого – веселый, у леса – лес, у него – он, зашипело – зашипеть), над наречием пишем, что это наречие;

• если в предложении есть имена собственные, подпишите, что это – имя или название (имя пишется просто с большой буквы, название еще и в кавычках).

Морфемный и словообразовательный разбор – это два взаимосвязанных этапа анализа структуры слова.

План морфемного разбора

1.Выписать слово в той форме, в какой оно представлено в предложении. Определить слово как часть речи (изменяемая или неизменяемая часть речи).

2.У изменяемого слова выделить окончание и указать его значение. Чтобы определить окончание, необходимо слово просклонять или проспрягать.

3.Указать основу слова.

4.Выделить корень слова; подобрать однокоренные слова.

5.Выделить приставки, суффиксы, постфиксы, соединительные гласные (если они есть); подобрать другие слова с такими же приставками, суффиксами и т.д., но с другим корнем.

План словообразовательного разбора

1.Поставить слово в начальную форму.

2.Указать основу слова и определить, является ли оно производным.

3.Для производного слова подобрать словообразовательную пару (слово, от которого непосредственно образовано разбираемое слово).

4.Указать основу в производящем слове.

5.Указать словообразовательные приставки, суффиксы, постфиксы (если они есть).

6.Указать способ образования слова.

Обратите внимание!

1) При морфемном разборе анализируется та форма слова, которая представлена в конкретном тексте; при словообразовательном разборе – слово в начальной форме.

2) Основу разбираемой формы слова можно выделить всегда, окончание (включая нулевое окончание) выделяется только в изменяемых частях речи (нет окончаний у деепричастий, наречий, служебных частей речи и некоторых существительных и прилагательных).

3) Чтобы определить, является ли слово производным, надо обратить внимание на состав его основы (в начальной форме!).

: (а) нулевой суффиксации; (б) перехода из одной части речи в другую.

5) Если основа начальной формы слова состоит из корня и приставки, суффикса и т.д., такое слово обычно является производным. Исключения составляют некоторые бесприставочные глаголы.

6) Сложное слово всегда является производным.

Пунктуационный разбор текста

).

   практике:

.

д. )

графическое обозначение необходимости постановки (или отсутствия) знака препинания.

Синтаксический разбор предложения

Порядок разбора

1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное).

2. Охарактеризовать тип предложения по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное).

3. Охарактеризовать тип предложения по структуре (простое, сложное). Указать вид сложного предложения (ССП, СПП, БСП, с разными видами связи).

4. Определить тип предложения по составу грамматической основы

-личное, безличное, назывное).

).

6. Определить тип предложения по наличию или отсутствию необходимого члена предложения (полное, неполное).

7. Указать, чем осложнено (однородными членами, обособленными членами, обращением, вводными словами).

8. Указать главные и второстепенные члены предложения, определить их тип.

9. Составить графическую схему ССП.

10. У сложноподчинённого предложения указать главное, придаточное; определить вид придаточного, назвать средства связи (союз, союзное слово). Если в

   несколько придаточных, указать тип подчинения

(последовательное, параллельное, однородное, неоднородное, комбинированное).

11. Дать характеристику смысловым частям (из скольких простых предложений состоит каждая часть, какая между этими предложениями связь, что является средством связи).

 


maximios

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *