Практикум. Основы специальной педагогики и психологии

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

 

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

СЛАВЯНСКИЙ-НА-КУБАНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практикум

«Основы специальной педагогики и психологии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

Славянск-на-Кубани

2006

Руководство к курсу.

 

альной дезадаптации.

ную беспомощность в оказании помощи такому ребенку.

.

.

циальной и педагогической запущенностью.

питания).

дивидуальных особенностей ребенка с проблемами в развитии при осуществлении учебно-воспитательного процесса.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Основная:

1 Основы специальной психологии / под ред. Л. В. Кузнецовой. М.: Академия, 2003

демия, 2003.

М.: Академия, 2001.

. М: Академия, 2002.

Б. П. Пузанов [и др.]: М: Академия, 2000:

1999.

 

Дополнительная:

999.

­ченко, С. Д. Забрамной. М.: Академия, 2003.

М., 1995.

Психология глухих детей /под ред. И. М. Соловьева. М., 2001.

ника/С. Я. Рубинштейн. М., 1986.

996.

Сурдопедагогика / под ред. М. И. Никитиной. М., 1999.

таева, Е. А. Стребелева. М., 2002.

. М, 1992.

1994.

Логопедия / под ред. Л. С. Волковой. М, 1998.

велева, Г. В. Чиркина. М., 1989.

А. Г. Тифлопсихология. М., 2004

нарушениями ОДА Н. Левченко, О. Н. Приходько. М., 2002.

М., 2002

уменко. Волгоград, 2002.

 

И ЗАДАНИЯ ДЛЯ СРС.

по теме:

ласти специальной педагогики и психологии»

:

Основные понятия специальной педагогики.

гогики и психологии.

Становление дефектологии в России.

Вклад Л. С. Выготского в развитие дефектологии.

логопедия, логопсихология и т. п.

Теории компенсации и сверхкомпенсации (по А. Адлеру, Л. С. Выготскому).

:

 

­скими проблемами.

тельными потребностями.

потребности.

— теория и практика специального образования.

стями максимально возможной самостоятельности в жизни.

Основными понятиями являются:

   

функций);

ловиям жизнедеятельности;

чии дефектов.

 

Предметные области специальной педагогики:

 

воспитания детей с нарушением интеллекта;

— изучает особенности обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями;

тания детей с нарушениями слуха;

питания детей с нарушениями зрения;

воспитания детей с сенсорными нарушениями;

левой сферы (ЭВС);

ного аппарата (ОДА);

Область специальной педагогики, изучающая особенности обучения и воспитания детей с множественными нарушениями;

 

Педагогическая классификация по характеру нарушений:

глухие;

слабослышащие;

позднооглохшие;

слабовидящие;

;

;

лица с нарушением интеллекта;

лица с тяжелыми нарушениями речи;

лица со сложными недостатками развития.

 

педагогика специальная психология

:

циального образования в России».

гогики и психологии.

ния теории компенсации.

содержание методов коррекции, предлагаемых автором.

Подготовьте реферат на тему «Л. С. Выготский и его вклад в дефектологию»

 

Практическое занятие по теме:

вательных учреждений для детей с проблемами в развитии»

:

водства.

витии.

тельные, вспомогательные.

Средства обеспечения коррекционно-образовательного

процесса.

дений для детей с проблемами в развитии.

 

2. Теоретико-методологическая база:

Принципы специальной педагогики

 

Принцип педагогического оптимизма.

Принцип ранней педагогической помощи.

образования.

­зования.

Принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования.

нии.

Принцип дифференцированного и индивидуального подхода.

руководства.

 

Формы организации специального образования

используется:

   

ребенка, высокой степени нарушений развития;

при рекомендованном надомном обучении.

формах умственной отсталости).

(комбинированные уроки).

работы (парами, бригадами).

работы.

са (экскурсии, самоподготовка).

соревнования, олимпиады и т. п.).

 

обеспечения коррекционно-развивающего процесса

Слово учителя.

Дактильная речь.

Жестовая речь.

Зрительное восприятие устной речи.

Пиктографическое (символьное) письмо.

Музыкальные средства.

Изобразительные средства.

Ручной труд.

Художественно-речевая деятельность.

деятельность.

тетради, книги).

словесный).

Технические средства обучения.

 

Система специального образования

 

:

ДОУ компенсирующего вида:

групп 6—10 чел.);

для глухих детей (до 6 чел.);

для слабослышащих детей (до 6—8 чел.);

для слепых детей (до 6 чел.);

для слабовидящих детей (до 6—10 чел.);

для детей с нарушением ОДА (до 6—8 чел.);

для детей с нарушением интеллекта и ЗПР (до 6—10 чел.);

для детей со сложными дефектами (до 5 чел.).

 

МОУ (начальная школа — детский сад).

Психолого-педагогические и медико-социальные центры.

Оздоровительные учреждения санаторного типа.

интернатах.

:

(для глухих детей).

(для слабослышащих и позднооглохших детей).

(для незрячих детей).

(для слабовидящих детей).

(для детей с тяжелыми нарушениями речи).

(для детей с нарушением ОДА).

(для детей с ЗПР).

(для детей с нарушением интеллекта).

 

воспитания.

психология, психология лиц с ЗПР и т. п.

компенсации функций.

.

­готского.

Выделяют 2 типа компенсации функций:

ных элементов пострадавших структур);

гих структур для выполнения несвойственных функций).

Чаще всего наблюдаются оба типа компенсаций.

Учение о структуре дефекта Л. С. Выготского

успешнее оно поддается психолого-педагогической коррекции.

плюс компенсации».

темные, либо межсистемные перестройки.

ский):

функциональная локализация нарушения;

время поражения;

системное строение нарушения;

нарушение межфункциональных взаимодействий.

Классификация психического дизонтогенеза (В. В. Лебединский)

Задержанное развитие (ЗПР);

поврежденное развитие (органическая деменция);

недоразвитие (умственная отсталость различной степени);

заболеваниях);

искаженное развитие (РДА);

Принципы диагностики нарушений в развитии:

комплексное изучение ребенка;

целостное системное изучение;

динамическое изучение (ЗАР, ЗБР);

количественно-качественный подход при анализе данных.

 

ток

 

:

:

«Реализация принципа индивидуального и дифференцированного подхода в специальном образовательном учреждении»;

онной работе с детьми с проблемами в развитии».

 

Практическое занятие по теме:

 

­го развития»

 

:

Классификации нарушений в развитии.

ском развитии.

Нарушения интеллектуального развития.

ская характеристика.

общеобразовательных школах в классах коррекции, КРО.

деменция.

недостаточностью.

отсталости.

КРО.

 

методологическая база:

Обучение и воспитание детей с ЗПР

 

ЦНС, а также отставание в результате социальной депривации.

па психического развития» предложены Г. Е. Сухаревой.

ленные.

сферы и недоразвитие познавательной деятельности.

нетическому принципу:

конституциональная;

соматогенная;

психогенная;

церебрально-органического происхождения.

характере и поведении.

сти.

ны. Учебная мотивация выражена слабо.

:

Развитие двигательной сферы:

общей моторики;

мелкой моторики рук;

артикуляционной моторики.

Коррекция отдельных сторон психики:

развитие зрительного восприятия;

развитие слухового восприятия;

предметов;

развитие пространственных представлений и ориентации;

развитие представлений о времени;

развитие представлений о звуке, букве, слове, слогах и т. п.

расширение представлений о мире, развитие словаря.

Развитие мышления:

развитие навыков соотносительного анализа;

объектов;

развитие абстрактного мышления.

Коррекция эмоционально-волевой сферы:

формирование навыков саморегуляции деятельности;

развитие эмоционально-личностного опыта;

ротерапию.

сирующего или коррекционно-развивающего обучения.

­рией детей осуществляется в 3 направлениях: диагностико-консультативном, лечебно-оздоровительном и коррекционно-развивающем.

ные занятия по развитию индивидуальных способностей.

 

Обучение и воспитание детей с нарушением

.

 

ность, имбецильность и идиотия.

эмоционально-волевые процессы.

трудовое и музыкально-эстетическое воспитание, подготовка к школьному обучению.

социальная адаптация.

 

развития.

 

:

аспекты».

­ционально-волевой сферы у детей с ЗПР»

Практическое занятие по теме:

Причины сенсорных нарушений и особенности их коррекции»

:

Причины нарушения сенсорных анализаторов.

ми нарушениями.

Психологические особенности детей с нарушениями слуха и зрения.

ной педагогики.

Тифлопсихология и сурдопсихология.

дениях для детей с сенсорными нарушениями.

зовательный процесс.

ния.

Требования к соблюдению санитарно-гигиенических норм в образовательных учреждениях.

 

Теоретико-методологическая база:

Обучение и воспитание детей с сенсорными нарушениями

 

чивые движения в виде раскачиваний, стереотипии.

ство.

­щения с помощью жестовой и дактильной речи, вербализации, профессионально сориентировать выпускников.

трости).

 

глухота, слепота, тугоухость, аудиометрия.

:

зиторы и т. п.)».

Посмотрите фильм «С первого взгляда» (США).

Практическое занятие по теме:

тии».

 

:

Причины и виды нарушений речи.

фектологической науки.

ми с нарушениями речи.

коррекции нарушений речи.

Разновидности двигательных нарушений.

рушениями.

тельной патологией.

 

Теоретико-методологическая база:

.

 

мирования негативных личностных качеств.

­чевого дефекта ребенок переводится в обычную школу).

 

.

 

(К. А. Семенова )

лия.

анартрии, тяжелой спастико-ригидной дизартрии, наблюдается выраженная умственная отсталость.

ственная отсталость.

темпов психомоторного развития.

 

диплегия, гемиплегия, синкинезия.

:

Посмотрите фильм «Человек дождя» (США).

напряжения.

 

Практическое занятие по теме:

зовательные учреждения. Модели интегрированного обучения».

:

Интеграция и дифференциация общего и специального

образования.

Современные модели интеграции.

Формы интеграции.

Образовательные учреждения комбинированного вида.

 

Теоретико-методологическая база:

 

Основные направления психолого-педагогической работы

В дошкольном возрасте:

развитие игровой деятельности;

развитие речевого общения с окружающими;

расширение представлений об окружающем;

развитие сенсорных функций;

развитие внимания, памяти, мышления;

формирование математических представлений;

развитие мелкой моторики рук;

воспитание навыков самообслуживания;

подготовка к школе.

В школьном возрасте:

и коррекция ее нарушений;

коррекция высших корковых функций;

воспитание устойчивых форм поведения и деятельности;

профилактика личностных нарушений;

профессиональная ориентация.

­ми, ортопедами.

:

 

специальные пандусы,поручни, съезды);

двигательные тренажеры;

лечебно-нагрузочные костюмы (Адели-92);

сенсорные комнаты я сенсостимулирующие наборы;

мягкие игровые комнаты.

рекцию двигательных нарушений).

 

сегрегация, интеграция, дифференциация.

 

:

дифференцированного и интегрированного обучения».

и против интеграции».

Практическое занятие по теме:

коррекции нарушенного развития».

обсуждения:

Гуманистическая педагогика.

образовании.

Основополагающие принципы Монтессори-педагогики.

 

коррекционной работе с детьми с проблемами в развитии.

Вальдорфская педагогика.

Идеи Рудольфа Штайнера в специальном образовании.

ской помощи лицам с ограниченными возможностями.

 

2. Теоретико-методологическая база:

Обучение и воспитание детей с сочетанными нарушениями

Варианты сочетанных нарушений:

­рушения слуха и движений; нарушения зрения и движений);

сложных сенсорных нарушений при множественном дефекте).

но выделить:

тотально или практически слепоглухих;

слепых слабослышащих;

слабовидящих глухих;

слабовидящих слабослышащих.

По выраженности нарушений зрения и речи:

слепые алалики;

слабовидящие алалики;

слепые с ОНР;

слабовидящие с ОНР.

По выраженности нарушений зрения и движений:

не передвигающиеся самостоятельно слепые;

не передвигающиеся самостоятельно слабовидящие;

слепые с нарушениями движений;

Сочетание нарушений слуха и движений:

тяжелые формы ДЦП и глухоты;

тяжелые формы ДЦП и тугоухости;

легкие формы ДЦП и глухоты;

легкие формы ДЦП и тугоухости.

удовлетворять свои потребности.

менная речь).

глухих,

 

:

дагогика Рудольфа Штайнера».

Практическое занятие по теме:

 

у детей с проблемами в обучении».

:

Школьная дезадаптация: причины, особенности коррекции.

дагогическая и социальная запущенность.

ции школьно-значимых функций.

рование пространственных представлений.

ческого восприятия.

 

Теоретико-методологическая база:

.

, шизофрения

Комплексная клинико-психолого-педагогическая коррекция раннего детского аутизма (РДА) включает:

психологическую коррекцию РДА:

такта с взрослыми,

комфорта, тревоги и страхов,

имодействие с взрослыми и сверстниками,

формирование целенаправленного поведения,

негативизма, расторможенности влечений;

   педагогическую коррекцию:

формирование активного взаимодействия с педагогом,

формирование навыков самообслуживания,

нию, счету);

   медикаментозную коррекцию:

поддерживающую психофармакологическую терапию,

поддерживающую общеукрепляющую терапию;

работу с семьей:

— психотерапию членов семьи,

ознакомление родителей с особенностями ребенка,

составление программы воспитания и обучения аутичного ребенка,

подготовки к школе.

 

запущенность.

 

:

ной координации у учащихся младших классов.

ственных представлений у детей 7—10 лет.

Подберите задания и упражнения для игровой коррекции сенсорного восприятия учащихся классов коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения.

 

ИТОГОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПО КУРСУ

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

Основные понятия и проблемы специальной психологии.

Методы специальной психологии.

Проблемы профилактики психических нарушений.

Подходы к психодиагностике нарушений психического развития.

Виды аномального развития.

Механизмы компенсации дефекта.

Взаимосвязь компенсации, коррекции, реабилитации и адаптации.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

логическим), давать им сравнительную характеристику.

Разрабатывать понятийный аппарат по изучаемой или выбранной самостоятельно теме.

линах.

Работать с литературными источниками:

— цитировать;

— аннотировать;

конспектировать;

— реферировать;

— самостоятельно подбирать литературу по интересующей проблеме;

— подбирать материал для доклада по выбранной теме.

 

.

Предмет и задачи специальной педагогики и психологии.

гии.

Методы специальной педагогики и психологии.

России.

рубежом.

Принципы специального образования.

нии.

Формы организации специального образования.

Средства обеспечения коррекционно-развивающего процесса.

Дошкольная система специального образования.

Школьная система специального образования.

ция олигофрении.

лекта.

Дифференциальная диагностика нарушений развития.

Отграничение нарушений психического развития от сходных состояний.

динский).

харева, В. В. Ковалев).

Варианты ЗПР (К. С. Лебединская).

ковская).

Отграничение ЗПР от умственной отсталости.

лыми детьми.

Особенности коррекционной работы с детьми с ЗПР.

Причины и виды речевых нарушений.

стов).

учреждениях для детей с нарушениями речи.

Причины и степени нарушений слуха.

шениями слуха.

шением слуха.

Причины и виды нарушения зрения.

нием зрения.

учреждениях для детей с нарушением зрения.

рата.

Психологические особенности детей с нарушением ОДА.

нием ОДА.

помощи.

сферы.

о-волевой сферы.

ными нарушениями.

ниями.

Интегрированное обучение как взаимодействие специального и общего образования. Формы интегрированного обучения.

Модели интеграции в общественном сознании.

циальном образовании.

циальном образовании.

Социокультурные основы специального образования.

Психологические основы специального образования.

Психолингвистические основы специального образования.

Экономические основы специального образования.

Философские основы специального образования.

Правовые основы специального образования.

Клинические основы специального образования.

зование лиц с ограниченной трудоспособностью.

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

.

.

1. Специальная педагогика является:

составной частью общей педагогики;

­клонениями в физическом и психическом развитии;

узкой сферой педагогики;

правильного ответа нет.

2. Специальные педагогические науки:

сурдопедагогика;

тифлопедагогика;

логопедия и олигофренопедагогика;

все ответы верны.

3. Объект специальной педагогики — это:

потребностями;

лица с ограниченным здоровьем;

лица с физическими и психическими недостатками;

правильного ответа нет.

4. Социализация — это:

общественной жизни;

коммуникация;

освоение навыков социального общения;

правильного ответа нет.

5. Система — это философское понятие, обозначающее:

совокупность элементов, которые образуют единство;

рядом положенные предметы и явления;

аналитико-синтетическая деятельность;

правильного ответа нет

.

Видом речевой деятельности не является:

память;

говорение;

письмо;

все ответы правильны.

Педагогическая систематизация нарушений речи была создана:

1) Л. С. Выготским;

А. Н. Леонтьевым;

Р. Е. Левиной;

А. Р. Лурия;

 

Логопедическая помощь детям с нарушениями звукопроизношения осуществляется:

в стационарах;

в логопедических детских садах и поликлиниках;

в группах для детей с тяжелым речевым недоразвитием;

правильного ответа нет.

В основе процесса чтения лежит принцип:

анализа;

синтеза;

ни тот ни другой;

тот и другой.

 

формирования правильного произношения у детей?

основную

предрасполагающую

не играет роли

второстепенную

.

1. Среди клинических форм умственной отсталости выделяют:

задержку психического развития;

пограничную умственную отсталость и деменцию;

олигофрению и деменцию;

правильного ответа нет.

степени тяжести:

легкая, дебильность, умеренная, идиотия;

легкая, умеренная, тяжелая, идиотия;

легкая, умеренная, тяжелая, грубая;

правильного ответа нет.

Легкие формы умственной отсталости встречаются:

чаще, чем тяжелые;

с той же частотой, что и тяжелые;

реже, чем тяжелые;

в разных группах населения по-разному;

 

Тяжелые формы умственной отсталости связаны в основном:

с неблагоприятной ситуацией развития;

гическими факторами;

с заболеваниями матери во время беременности;

с алкоголизмом матери;

правильного ответа нет.

теризована как:

паранояльное развитие личности;

замедленный темп психической деятельности;

умение проникать в чужие мысли;

правильного ответа нет.

.

1. Глухота — это:

стойкая потеря слуха;

снижение слуха;

частичное нарушение слуха;

правильного ответа нет.

 

 

Раннему детскому аутизму, преимущественно, свойственны:

ким;

отгороженность от внешнего мира, отсутствие контактов с окружающими;

правильного ответа нет.

4)невротические расстройства

Тугоухость — это:

стойкое понижение слуха;

частичное понижение слуха;

правильного ответа нет.

4)отсутствие слухового восприятия

Тифлопедагогика — наука о воспитании и обучении лиц с :

нарушением слуха;

нарушением зрения;

нарушением эмоционально-волевой сферы;

правильного ответа нет.

щим является:

ций;

двигательный дефект;

все ответы правильны;

правильного ответа нет.

.

ными потребностями означает:

ни;

для лиц с особыми образовательными потребностями;

все ответы правильны.

4)процесс объединения лиц с ограниченными возможностями

ния:

Л. С. Выготский;

М. С. Певзнер;

М. Монтессори;

правильного ответа нет.

­цесса в системе специального образования:

музыкальные средства;

изобразительные средства;

ручной труд;

все ответы верны.

нарушениями развития существует:

восемь;

девять;

десять;

правильного ответа нет.

­гической помощи лицам с особыми потребностями входит:

государственный сектор;

муниципальный сектор;

негосударственный сектор;

все ответы верны.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

.

стики к развитию». М., 1998).

Программа изучения включает в себя следующие разделы:

ния, детские учреждения, в которых находился ребенок).

­менности, родов, особенности раннего развития, заболевания и травмы с рождения до настоящего момента).

вия воспитания, режим дня ребенка).

Физическое состояние учащегося (изменения в физическом

развитии, нарушения движений, утомляемость).

чаниям, оценке собственной деятельности).

ных черт).

критике).

Исследование знаний и умений по математике.

1-й класс

на аналогичное задание.

:

Назвать «соседей» каждого из чисел: 18, 6, 15, 3, 19.

­рой (показать третий гриб, пятый стул, седьмой круг).

   

1 + 16, 54+30.

5…9+7

верными:

14…21=35 60-14=46 67…40=27 16…24=40

Решить задачи.

На одной ветке висело 6 шишек, а на другой — 3 шишки. Сколько всего шишек было на елке?

Сколько открыток осталось у Иры?

Один рыбак поймал 7 рыб, а другой — на 4 рыбы больше. Сколько рыб поймал второй рыбак?

Маше 12 лет, а Лена на 3 года младше. Сколько лет Лене?

ко всего деревьев посадили дети?

­роже будочки?

Сколько яиц в каждой коробке?

 

 

2-й класс

рения, находить сумму длин всех сторон многоугольника.

:

«соседей» каждого из чисел: 28,61, 75, 99.

Как сделать, чтобы их было поровну?

Сказать, сколько единиц в одном десятке, сотне.

27+3+6, 30-3-4, 118-2, 78:6-1, 600-10-7.

Решить задачи.

ше мамы?

ко рублей тапочки дешевле ботинок?

всего учеников сидят за партами в этом классе?

Сколько килограммов яблок осталось?

слив у каждого?

Когда съели 6 апельсинов, то осталось 2. Сколько всего было апельсинов?

Над морем летели 28 чаек и 8 гусей. Поставь вопрос к задаче.

стульев поставили в классе?

Из-за куста торчат 4 заячьих уха. Сколько зайцев за кустом?

че первого?

Определить время по ласам.

между, над.

класс

квадрата.

 

 

:

256027+213473, 4607-205, 2105-304, 596370:193, 240372:396.

180-4-480:(800-796)

240:6+(Ю00-997)-120

   Решить задачи:

ко килограммов овощей завезли в каждую школу?

ина за это же время — 210 км. Какова скорость машин и на сколько одна из них шла быстрее другой?

ко кур?

Определить время по часам.

Назвать и показать местоположение фигуры: между, справа, над, слева.

а длина — 6 см.

оценках своей деятельности.

Исследование знаний и умений по русскому языку.

1-й класс

о чем говорится в предложении.

словам и т. д.).

просы и т. д.).

:

Списать фразу: У Маши новые лыжи.

Подчеркнуть согласные буквы в словах.

Поставить ударения в словах.

Разделить слова на слоги.

Объяснить правописание выделенных орфограмм.

стали холодные деньки. Лодка села на мель.

Назвать гласные звуки в словах первого предложения.

Проверить написание безударных гласных в словах.

а действия — двумя чертами.

Объяснить правописание указанных орфограмм.

ки», «мель».

Определить количество слогов в слове «книга».

 

….

—….

— ….

— ….

— ….

— ….

….

….

Зимой всегда …

Ребята сажают ….

   Вставить пропущенные слова.

Весело (что делают?) чижи.

Солнце (что делает?) сильно.

саду расцвел (какой?) мак.

(Какой?) василек растет (где?).

Прочитать текст и ответить на вопросы.

Маленький Саша

Саша утром проснулся невеселый. Мама дала ему лекарство, взяла зонтик и ушла.

улице?

2-й класс

ных. Составление предложения по опорным словам.

ного и скрытого смысла текстов.

:

фограммы.

Журчат веселые ручьи. Появилась травка, зазеленела березка

прилетели; зазеленели; самолет.

сад.

Греет весеннее солнце.

Легкий туман стоит над лесом.

).

Саша, река, лето, мяч, деревня.

Маша, санки, гора, зима.

Лимон кислый, а яблоко

   

   

Написать к существительным как можно больше

(арбуз …, платье …);

…).

 

— это ….

 

   Выделить самые существенные признаки.

(садовник, собака, забор, земля, растения).

(рыба, вода, водоросли, берег, рыболов).

 

Прочитать текст и ответить на вопросы.

Горькое лекарство

говорит: «Дай, мамочка, я выпью лекарство за тебя».

(неправильно)? Как Таня относится к маме?

3-й класс

жения.

 

водящие вопросы и т. д.).

:

рода радостно встречает весну.

ние по членам предложения и указать падеж существительных.

ним однокоренные слова.

це, ручьи).

рый, честный, отважный, ясный).

Назвать и написать слова с непроизносимыми согласными.

мы:

птицы.

Поставить ударение в словах. Назвать части речи.

Тропинка, дети, река, лес, идут.

Капуста, обед, мама, сварила, дети.

Прочитать текст и ответить на вопросы.

.

приняли.

гнали ее?

.

 

 

 

1

 


maximios

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *